|
ОТЧЁТ
О ВЕЛОСИПЕДНОМ МАРШРУТЕ
в районе Горного Крыма,
совершенном в мае 2010 г.
СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ.
Вид туризма |
велосипедный |
Категория сложности |
вторая (в МКК поход не рассматривался) |
Район похода |
Горный Крым |
Количество участников |
2 человека |
Продолжительность маршрута |
11 дней |
Сроки проведения |
2 - 12 мая 2010 года |
Протяжённость маршрута |
468 км |
Количество перевалов |
2 |
Количество вершин |
0 |
Пройденная нитка маршрута: Симферополь - Бахчисарай - Иосафатова долина - пещерный город Тепе-Кермен -
Синапное - Высокое - Аромат - Большой Каньон Крыма - плато Ай-Петри - Ялта - Оползневое - Балаклава - Севастополь -
Танковое - Ходжи-Сала - ст. Сирень.
СОСТАВ ГРУППЫ.
№ п/п |
Ф.И.О. |
Год рождения |
Фотография |
Опыт |
Обязанности в группе |
1 |
Ершов Илья Владимирович |
1985 |
|
3 г. уч., 2 разряд альп. |
Руководитель |
2 |
Привалов Дмитрий Андреевич |
1982 |
|
ПВД |
Участник |
ОБЩАЯ СМЫСЛОВАЯ ИДЕЯ ПОХОДА.
После того, как в конце августа 2009 г. не срослось с велопоездкой по черноморскому побережью, желание поехать с
велосипедом куда-нибудь на юг только усилилось. Как-то весной 2009 г. на глаза попадалось объявление туроператора
"Затерянный мир", который предлагал за умеренные деньги двухнедельную покатушку по Крыму с машиной
сопровождения. Организаторы обещали, что еду готовят инструктора, лагерь организуют инструктора и вообще никаких
испытаний Вас не ждёт. Чувство гордости бывалого туриста и альпиниста противилось такому скучному варианту путешествия,
но район, выбранный "Затерянным миром" для майского похода в голове отложился и в процессе созревания плана
похода на май были прочитаны отчёты именно по крымским велопоходам. Фотографии горного Крыма спровоцировали обильное
слюнотечение и район путешествия определился окончательно. Изрезанный рельеф обещал разнообразие дорог и троп, а
достаточно плотная населённость гарантировала возможность быстро выбраться в цивилизацию в непредвиденном случае.
Срок похода в полторы недели родился сам по себе. Недели казалось мало, хотелось вписать в маршрут побольше
достопримечательностей. Для первого раза маршрут закладывался из расчёта 30 км в день по прямой на карте. Это себя
оправдало, так как фактически из-за горных дорог получалось около 50 с немалым перепадом высот. Были запланированы 2
запасных дня на непогоду, отдых, пляж.
Изначально формат похода замышлялся как познавательный активный отдых с палаткой, чтобы иметь свободу в плане
ночлега, а не пожирание километров до безумной усталости. В случае, если нагрузка окажется чрезмерной, можно было не
ездить радиалки или спрямлять петли. Особенно критичным этот момент был для моего единственного попутчика Димы - коллеги
с работы, согласившегося разделить со мной трудности и прелести путешествия. Спортивная форма Дмитрия внушала опасения,
так как больше 30 км по городу он никогда не ездил. Чтобы не потерять Диму, я морально готовился ехать в расслабленном
темпе и спускать колёса на прямых. К счастью, таких радикальных мер принимать не потребовалось.
Сроки проведения похода.
Май и сентябрь - самые удачные месяцы для походов по Крыму. Ещё не жарко, но уже по-летнему тепло, поэтому расход
питьевой воды в разумных пределах, и вечером от кожи не отваливаются соляные корки.
Достопримечательности.
Помимо уникальных гор интерес на маршруте представляли следующие места:
- Ханский дворец в Бахчисарае
- Успенский пещерный монастырь
- Пещерный город Чуфут-Кале
- Пещерный город Тепе-Кермен
- Пещерный город Эски-Кермен
- Большой Каньон Крыма
- Ай-петринская яйла
- Никитский ботанический сад
- Александровский дворец
- Ливадийский дворец
- Прочие дворцы
- Ласточкино гнездо
- Мысы Крыма
- Балаклава с развалинами крепости и музеем подводного флота
- Херсонес таврический в Севастополе
График движения.
2 мая. |
Участок маршрута |
км |
Время движения, мин |
Старт и финиш |
Метеоусловия |
Высотный график |
Вокзал Симферополя - поляна близ Успенского пещерного монастыря |
50 |
199 |
8.30-19.00 |
Ясно, T +18ºC |
Набор - 310 м; Спуск 130 м |
3 мая. |
Участок маршрута |
км |
Время движения, мин |
Старт и финиш |
Метеоусловия |
Высотный график |
Поляна монастыря - пруд под Загорским водохранилищем. |
26,5 |
131 |
10.15-18.30 |
Ясно, ночь +6ºC; день +20ºC |
Набор - 450 м; Спуск 480 м |
4 мая. |
Участок маршрута |
км |
Время движения, мин |
Старт и финиш |
Метеоусловия |
Высотный график |
Пруд под Загорским водохранилищем - северные склоны Ай-Петри. |
35 |
220 |
10.05-19.30 |
Переменная облачность, ночь -2ºC день +18ºC |
Набор - 633 м; Спуск 348 м |
5 мая. |
Участок маршрута |
км |
Время движения, мин |
Старт и финиш |
Метеоусловия |
Высотный график |
Северные склоны Ай-Петри - Ялта. |
50 |
200 |
09.15-17.20 |
Облачность, ночь +10ºC день +16ºC; На спуске - ясно +20ºC |
Набор - 600 м; Спуск 1245 м |
6 мая. |
Участок маршрута |
км |
Время движения, мин |
Старт и финиш |
Метеоусловия |
Высотный график |
Ялта - Мисхор - Ялта. |
50 |
180 |
07.05-12.10 |
Ясно, ночь +15ºC день +25ºC |
Набор - 579 м; Спуск 579 м |
7 мая. |
Участок маршрута |
км |
Время движения, мин |
Старт и финиш |
Метеоусловия |
Высотный график |
Ялта - Ласпи. |
56 |
207 |
10.00-18.20 |
Переменная облачность, ночь +15ºC день +24ºC |
Набор - 888 м; Спуск 624 м |
8 мая. |
Участок маршрута |
км |
Время движения, мин |
Старт и финиш |
Метеоусловия |
Высотный график |
Ласпи - Сапун-гора. |
48 |
172 |
10.00-18.00 |
Облачность, ночь +13ºC день +20ºC |
Набор - 390 м; Спуск 444 м |
9 мая. |
Участок маршрута |
км |
Время движения, мин |
Старт и финиш |
Метеоусловия |
Высотный график |
Сапун-гора - Севастополь - Сапун-гора. |
57 |
245 |
11.00-18.00 |
Облачность, ночь +15ordm;C день +22ºC |
Набор - 250 м; Спуск 250 м |
10 мая. |
Участок маршрута |
км |
Время движения, мин |
Старт и финиш |
Метеоусловия |
Высотный график |
Сапун-гора - Ходжи-Сала |
58 |
160 |
10.00-17.00 |
Облачность, ночь +12ºC день +16ºC |
Набор - 500 м; Спуск 510 м |
11 мая. |
Участок маршрута |
км |
Время движения, мин |
Старт и финиш |
Метеоусловия |
Высотный график |
Ходжи-Сала - Мангуп - Ходжи-Сала. |
12 |
300 пешком |
12.00-17.00 |
Облачность, дождь; ночь +12ºC день +16ºC |
Набор - 330 м; Спуск 330 м |
12 мая. |
Участок маршрута |
км |
Время движения, мин |
Старт и финиш |
Метеоусловия |
Высотный график |
Ходжи-Сала - ст. Сирень. |
22 |
60 |
07.45-08.45 |
Облачность, дождь; ночь +12ºC день +16ºC |
Набор - 30 м; Спуск 120 м |
Итого |
465 |
|
|
|
Набор - 4960 м; Спуск 5060 м |
Общая часть.
30 апреля - 1 мая. Пермь - Москва - Симферополь. |
Фото 0001 |
30.04.2010 Поезд №339Ч Чита - Москва. Отправление из Перми 05.17 (время везде указано местное. В Украине -
MSK-1).
01.05.2010 Прибытие в Москву 4.11. Поезд №029 Москва - Симферополь. Отправление 09.44, прибытие 2 мая в
06-48.
На перроне Ярославского вокзала собираем байки. Времени на пересадку у нас 5 часов, Метро ещё не работает, так что
переехать на Курский вокзал удобнее своим ходом. Маленькими улочками басманного района мимо Лефортово и по набережным
Яузы, неспеша приехали на Курский. При разборке погиб один рожковый ключ на 15, чем немного огорчил. Комментарий Димы:
ключ был китайский, порошковый — так что ничего удивительного. На перрон стягиваются люди с великами и рюкзаками.
Неожиданно много велосипедистов навострилось в Симферопольский поезд. Несмотря на то, что грузиться начали задолго до
отправления, в своём купе уже обнаруживаем вел соседей. Поезд фирменный и на третьих полках долбанные перегородки.
Впихиваем второй вел минут 5. Жаль тот умник, который запроектировал перегородки третьих полок, не возил в поезде
велосипед. В общем, впихнули таки барахло.
Фото 0002 |
Гораздо приятнее ехать в поезде с туристами, чем с обычными пассажирами. Время летит быстрее, никто не смотрит на
тебя и твой груз с опасением, не жалуется на запах из рюкзака. Едем и наблюдаем как из весны переносимся в лето.
Общаемся с туристами-пешеходами. Границу переехали около 20 часов. Вещами таможня не интересовалась, хотя было опасение,
что известная своей неподкупностью транспортная милиция будет копать туристов в поисках газа или бензина.
02.05.2010 |
Короткая разминка по Симферополю - Бахчисарай - Ханский дворец - Успенский монастырь. |
Расстояние за день, км |
Средняя скорость, км/ч |
Время в седле, чч:мм |
Старт - финиш, чч:мм |
Максимальная скорость, км/ч |
Общий километраж, км |
50 |
15 |
3:19 |
08:30-19:00 |
55 |
50 |
Выгрузка из поезда, сборка байка на перроне, подсчёт царапин на раме, поломка второго педального ключа Комментарий
Димы: да, его тоже сломал я. Похоже, что ключи от детского конструктора. - так начинался первый день активной части
путешествия. Попытались найти обменник денег подальше от вокзала, но не получилось. Заехали в парковую зону вместо
центра города. Понимаем, что в городе пока не ориентируемся, поэтому возвращаемся к вокзалу, меняем деньги. Как
оказалось у вокзала курс не так низок, как можно было ожидать. Меняем по 2500 руб. каждый по курсу 26,0 гривны за 100
руб. В этот день по пути из города встретили самый высокий курс за всё путешествие по Крыму - 26,5.
Фото 0003 |
|
Фото 0004 |
|
Фото 0005 |
|
Ориентируемся в городе по генштабовской километровке. Начинает получаться. В городе две главные улицы, пересекающиеся
в центре возле рынка. Выезды из города на все четыре стороны являются продолжениями этих двух улиц. Перед тем, как взять
курс на юго-запад, катаемся по одной из этих улиц - Киевской. Свернули с неё на городскую набережную маленькой речки.
Красивая набережная, прудики с утками, фонтан - приятное начало путешествия.
Фото 0006 |
|
Фото 0007 |
|
Фото 0008 |
|
Фото 0009 |
|
В местном супермаркете Сiльпо закупаемся едой - тем минимумом, который предполагается иметь с собой и использовать в
случае невозможности питания в кафе. Покупаем местную связь. Тут выбор велик. Взяли билайн, но потом оказалось, что он
мало где ловит. В каждой глухой дыре всегда были Life :), UMC, часто встречался Киевстар. Билайн же оказался самым
отстоем. Он есть только в городах, и то не особо много вышек. В Севастополе за Сапун-горой связаться было уже
невозможно.
Выезжаем из города. В 9-30 останавливаемся на завтрак в кафе у автомойки. Мы тут сегодня первые посетители,
официантка сонная, видимо потому в супе оказался не размороженный кусок лапши. Поели на 125 грн за двоих, умылись,
отмыли руки от грязи после сборки велов. Неспеша мажемся кремом от загара, заряжаем аккумуляторы, усваиваем еду и в 11
выезжаем на Бахчисарай. На выезде из города на длинном спуске проверяем поведение велика с рюкзаком. Скорость выше 50
км/ч воспринимается опасной, а управление - не совсем предсказуемым. Сильно не гоним, Дима врабатывается. Небольшие
подъёмы чередуются со спусками, солнце начинает припекать. На полпути делаем 40-минутный привал у озерца с гнилой водой
и квакающими звуками. До Бахчисарая докатили часа за два с учётом привала.
Фото 0010 |
|
Фото 0011 |
|
Объездная дорога поворачивает вправо, а нам прямо - посмотрим город. Начинается спуск. Проскакиваем поворот на
Ханский дворец. Впечатление от города - сарай он и есть сарай. Ничего интересного. В центре православный храм, недавно
отстроенный. Колонок с водой в городе нет в принципе, умыться негде, поэтому пьём пиво по 3,5 грн за пол литра и
возвращаемся к отвороту на дворцовый комплекс. Переваливаем через гору и поднимаемся вверх по долине. До дворца пара
километров. На его территории у входа есть лавочки, где остаётся отдыхать Дима, а я бегу догонять экскурсию. Жалею, что
не взял самодельный студик, студентам вход за полцены, но приходится брать билет за 40 гривен. Впопыхах забываю
фотоаппарат, он остался пристёгнут к выносу.
Фото 0012 |
|
Фото 0013 |
|
Фото 0014 |
|
Прогулка по беседкам, покоям, гаремам одного из богатых татарских домов заняла около часа. Кругом ажиотаж, полно
туристов из автобусов, поговорили с немцами на французском. Они покачали головами в знак уважения к уральским
велосипедистам, отправившимся на такую далёкую прогулку.
Фото 0015 |
|
Фото 0016 |
|
Фото 0017 |
|
Фото 0018 |
|
Фото 0019 |
|
Фото 0020 |
|
Фото 0021 |
|
|
На ужин заезжаем в кафеху Hos Sefa метрах в трёхстах от дворца вверх по долине, пропиаренную экскурсоводом по
дворцу на предмет аутентичности татарской кухни и настоящих татарских чебуреков. Чебуреки оказались самыми банальными -
два слоя теста, смазанные посередине мясом. Даже в последней столовке то, что называют чебуреками содержит больше мяса.
А ведь кафе называлось "Чебуречая". В общем Крым в плане чебуреков нас разочаровал, но об этом позже)) Даже
бальзам от простуды за 10 грн, разрекламированный экскурсоводом, оказался не ароматным и вообще с беспонтовым
запахом.
Фото 0022 |
|
Фото 0023 |
|
Фото 0024 |
|
Купили в магазинчике литр сухого разливного вина за 25 грн, полторашку пива и покарабкались вверх по асфальтовой
тропе в Иосафатову долину к Успенскому пещерному монастырю. Вот тут Диму ждало первое разочарование. Катить на велике
вверх было очень тяжело. Тем более с непривычки. Тем более разум подсказывал - "это только начало" Времени
18-30 и смотреть монастырь уже поздно, хотя он рядом тут - нависает над головами. Проезжаем немного дальше и видим
справа большую поляну с кострами, палатками, туристами. Приземляемся тут на ночёвку. Метров 150 выше есть источник воды.
Помылись в нём, набрали воды на завтрак, пропустили по пиву и горячему чаю и спать. Гогот на хохляцком наречии не стал
препятствием для сна.
03.05.2010 |
Чуфут-Кале - Тепе-Кермен - Кудрино - Синапное - пруд у Загорского водохранилища "Коровье
озеро". |
Расстояние за день, км |
Средняя скорость, км/ч |
Время в седле, чч:мм |
Старт - финиш, чч:мм |
Максимальная скорость, км/ч |
Общий километраж, км |
26,5 |
12,1 |
2:11 |
10:15-18:30 |
36 |
76,5 |
Фото 0025 |
Ночью было прохладно. Единственная ночь, когда мы мёрзли и надели на себя всё что было тёплого. Возможно из-за того,
что на ужин было холодное пиво, а не горячее. Наутро это холодное пиво превратилось в лёд на тенте палатки. Готовим
завтрак на газу. Выходим снова на тропу, поднимающуюся вверх по Иосафатовой долине. Минут 10 толкаем велы по крутой
каменистой тропе, пока не подходим к отвороту налево к скалам. Это пещерный город Чуфут-Кале. К нему поднимаются толпы
туристов, поэтому затею с прятанием велов в лесу пришлось забросить. Да и сложно потом вытаскивать 30 кг бесформенного
груза из оврага, поэтому дежурим по очереди.
Фото 0026 |
|
Фото 0027 |
|
Фото 0028 |
|
Фото 0029 |
|
Фото 0030 |
|
|
Пока Дима смотрел городище, возле меня в тени дерева упало ещё несколько велокомпаний. С инструктором одной из них я
разговорился, расспросил дорогу через верх Иосафатовой долины. Дело в том, что на карте нет дороги от Чуфут-Кале до
Тепе-Кермен. Их разделяет скальный обрыв. Изначально предполагалось спускаться через низ Иосафатовой долины и через
соседнюю долину ехать на Тепе. Но это потеря высоты, времени и сил, поэтому по совету инструктора коммерческой группы
решил найти тропу в скальном бастионе между Чуфут-Кале и Тепе-Кермен. Тем временем вернулся Дима. Теперь идти мне. Вход
в городище через старые ворота города, по узкой улочке. Тут и касса. Вход 20 гривен. Времени хватает часа, чтобы неспеша
всё облазить и подслушать экскурсоводов из групп в самых интересных местах. Собственно сохранилась одна улица с
постройками и несколько казематов, выдолбленных в скалах. Впечатляют колеи в монолитном известняке, накатанные за
столетия повозками. Разумеется, экскурсовод напускал тайн, мол если встанете вот в этом месте пещеры и шёпотом что-то
скажете, то внизу в долине вас будет очень хорошо слышно. Якобы ещё много неисследованных полостей в горе - поле
непаханое для диггеров и прочих пещерных людей. Ещё - там любят снимать кино. Про войну, конечно. Когда я там ходил как
раз строились очередные декорации.
Фото 0031 |
|
Фото 0032 |
|
Фото 0033 |
|
Фото 0034 |
|
Фото 0035 |
|
Фото 0036 |
|
Фото 0037 |
|
Фото 0038 |
|
Фото 0039 |
|
Около 13-00 уже снова толкаем байки вверх по долине. Проходим "караимское кладбище", тут захоронены жители
Чуфут-Кале. Могильные камни в виде сёдел съезжают вниз по склону, некоторые с надписями. Сохранилась даже стена
кладбища. Сюда из туристов доходят уже единицы. Тропа захламлена камнями и ветками так, что едва удаётся протащить вел с
рюкзаком, ничем не зацепившись и не оборвав переключатель. Вылезли на плато. По нему идёт дорога в Бахчисарай. С этой
дороги есть поворот налево на смотровую площадку на скальном бастионе и чуть дальше - ещё один отворот-тропа. Туда
указывают две стрелки, выложенные из камней и такая же надпись "ТЕПЕ". Свернули на тропу и сразу спешились.
Тропа пошла вниз по кулуару в скальной стене. Тормозов едва хватает, чтобы удержать велосипед. Как начало выполаживаться
- понеслись в седле. Первое место за поход, где кантрийность велосипеда оправдала себя. Рытвины, камни устроили работу
для вилки. Было опасение за крепление багажника, но за весь поход не нашлось такой кочки, которая повредила бы его.
Навстречу тоскливо ползли вереницы пешеходов и завистливо оборачивались вслед двум лёгким возмущениям гравитационного
поля.
Фото 0040 |
|
Фото 0041 |
|
Фото 0042 |
|
Спуск закончился в начале подъёма на Тепе-Кермен. Встретили двух велосипедистов из Киева - парня с девушкой. Они были
какие-то вялые и ссылались на немощь в членах, поэтому на Тепе я ушёл один. Но вскоре они собрались с духом и
отправились следом. Обойти вершинные скалы и слазить на вершину заняло полчаса вместе с подъёмом и спуском. В первый раз
в жизни наткнулся на змею. Кругом на солнце греется множество ящериц, и когда идёшь по тропе, они - врассыпную по щелям.
Змея тоже грелась на камнях и я вовремя её заметил. Длина её около метра внушила опасение. Дальше пошёл аккуратно. После
обжитого Чуфут-Кале тут ни касс, ни экскурсоводов, но и смотреть особо нечего. Гроты в основании вершинных скал не
оказались чем-либо примечательны.
Фото 0043 |
|
Фото 0044 |
|
Фото 0045 |
|
Скатились в долину Качи минут за 15. Под Тепе много пересечений дорог, но мы едем по наиболее накатанным и идущим
вниз на юг. Выкатились в посёлок Кудрино, заправились у местных жителей водой и поехали к Загорскому водохранилищу. Магазин
есть только в Верхоречье. Закупились продуктами, так как ничего похожего на общепит тут нет. Туристов сюда заносит
редко, хотя в магазине пересеклись с велогруппой. Они приехали за продуктами со стоянки на каком-то озере, хотя в округе
на карте ни одного озера, кроме того, на котором ночевали мы, найти так и не удалось.
Фото 0046 |
|
Фото 0047 |
|
На выезде из Синапного на развилке читаем информационный щит содержания "бойся энцефалитных клещей". Это
был удар под дых. Fuck. Почему никто не предупреждал о клещах? Неужели и здесь эти твари? Повернули вправо и перескакали
по камням по броду через Качу. Поднялись на пруд и начали искать место стоянки. Место глухое, людей нет. В ручье,
питающем пруд, валяется полуистлевший труп телёнка, а на берегу - его отрезанные ноги. Жути нагоняет с каждой минутой.
Хорошо не стали брать воду из пруда, а только искупались в нём. Окрестили пруд "коровьим озером" и двинули
дальше вдоль оврага ручья. Ещё пролазим по траве несколько сотен метров вверх по ручью в поисках нормального места под
палатку и спуска к воде. Нашли наконец место и даже поваленный граб. Делаем костёр, готовим на газу, хорошо.
Единственный раз за поход пригодилась цепная пила. Темно становится в девятом часу вечера, поэтому к 9 всегда залезали в
палатку.
Фото 0048 |
|
Фото 0049 |
|
Фото 0050 |
|
Беспокоило то, что это место глухое, людей на ближайшие 5 км нет, поэтому была вероятность повышенной активости
всякого зверья. Не знаю, что бы мы могли сделать скажем со сворой бродячих собак. Большой группе они возможно и не
были б страшны, но нас было только двое. Вот такие мысли приходят ночью, когда лежишь и слушаешь лес. Даже звуки машин
не долетают сюда (только вертолет раза 3 пролетал).
04.05.2010 |
"Коровье озеро" - посёлок Высокое - Аромат - Большой Каньон Крыма - северные склоны
Ай-петринской яйлы. |
Расстояние за день, км |
Средняя скорость, км/ч |
Время в седле, чч:мм |
Старт - финиш, чч:мм |
Максимальная скорость, км/ч |
Общий километраж, км |
35 |
13,4 |
3:40 |
10:05-19:30 |
48 |
111,5 |
После вчерашней стирки в пруду в виде двух велосушилок стартуем к новым высотам. Высоты оказались круче нас и
передача 1-1 не спасает в колеях лесной дороги. Самые трудные часы за поход выпали на утро третьего дня. Дорога на
Высокое блуждает по лесу и поднимается на водораздел Качи и Бельбека. Некоторые уклоны по грунту были не по силам даже
мне, не говоря о Диме. Это было вторым его разочарованием.
Фото 0051 |
|
Фото 0052 |
|
Дима: "Сил не было совершенно. Т.е. я чувствовал себя нормально, но как только начинал толкать вел — проходил
только десяток метров и останавливался отдышаться. Дело было не столько в рельефе, сколько в том, что мышцы просто не
успевали восстановиться за ночь. Нагрузки для меня были более чем серьезные".
Утро выдалось как назло жарким и в первый час были выпиты остатки воды, запасённой в Кудрино. Места тут дикие и
животных в лесу много. Повезло, что они нас боялись, а не мы их. На юго-востоке через горы переваливается пелена облаков
и растекается в долине. У нас пока солнечно. После перевала через водораздел снова начали ощущать себя кантрийщиками. На
всех развилках уходим влево. Дорога буквально ныряет к пруду в долине. На одном из спусков Дима почувствовал себя
слишком крутым кантрийщиком и, как говорится, не справился с управлением. Падение на крупные камни вдоль обочины могло
быть череповатым, но отделались царапинами и лёгким испугом.
Дима: "Видимо в этот момент погибла первая флэшка с фотографиями — она лежала в чехле от фотика, на который я
приземлился. Фотик не пострадал."
Фото 0053 |
|
Фото 0054 |
|
Выехали к пруду. Это что-то типа базы отдыха - домики, лодки, музыка. Отёкшие
люди складываются в джип и сруливают вниз. Умывшись и набрав воды, сруливаем и мы. Через 15 минут Дима вспоминает, что
забыл очки. Назад из-за 100 рублёвых очков не поехали. Выскочили на асфальт и быстро долетели до Аромата. У магазинчика
смазали цепи. Еду решили до Соколиного не брать и правильно сделали. В Соколином отобедали в кафе, зарядили
аккумуляторы, пообщались со встречными байкерами. Они спустились с яйлы по Юсуповской тропе. Нам дай Бог подняться по
асфальту.
Фото 0055 |
|
Фото 0056 |
|
Фото 0057 |
|
К 14-45 добрались до начала тропы в Большой каньон. Дима с вещами приземляется в баре Большой каньон, а я налегке
поскакал по тропе в Каньон. Кругом движуха, автобусы, люди, дети снуют. На тропе как на Компросе в пятницу вечером.
Экологический сбор - 20 гривен. В Каньоне интерес представляет его самая дальняя часть, где каньон реально похож на
каньон. Тропа заканчивается Ванной молодости полной толстых больных тел. Не молодости а болезней рассадник. Дальше ванны
пройти уже непросто - гладкие скалы, а потом идти надо по самому низу по воде, потому что скалы с двух сторон подходят к
реке всё ближе. До интересной части я не дошёл, так как половина контрольного срока на прогулку в каньоне уже прошла, а
кроссовки Адидас не держат на рельефе так, чтобы быть уверенным в местах с опасной крутизной. Времени на каньон по
стандартной тропе ушло 2 часа быстрым шагом. В верховья надо идти группой и не позже полудня, чтобы вернуться по
светлому. Всё встреченное вдоль тропы конечно интересно, но после походов по Уральским и Кавказским горам не особо
впечатляет. Средненькая по красоте долинка. Так что считаю, что самого каньона я не видел.
Фото 0058 |
|
Фото 0059 |
|
Фото 0060 |
|
Фото 0061 |
|
Фото 0062 |
|
Фото 0063 |
|
Фото 0064 |
|
Фото 0065 |
|
Фото 0066 |
|
Вернулся, поужинал в баре с Димой пивом и шашлами. В 18-00 покатили вверх по серпантину. Через полтора час встаём
лагерем рядом с велогруппой из Донецка на отметке 750 м. До перевала ещё 550 м. Сразу падаем спать.
Фото 0067 |
|
Фото 0068 |
|
Фото 0069 |
|
Фото 0070 |
|
Фото 0071 |
|
|
05.05.2010 |
Северные склоны Ай-петринской яйлы - Ялта. |
Расстояние за день, км |
Средняя скорость, км/ч |
Время в седле, чч:мм |
Старт - финиш, чч:мм |
Максимальная скорость, км/ч |
Общий километраж, км |
50 |
15 |
3:20 |
09:15-17:30 |
56 |
161,5 |
В полвосьмого утра за полчаса до будильника нас разбудил парень из Донецкой группы. Оказалось нам в постель
совершенно безвозмездно подают горячий хавчик. Отказываться не стали и выручили товарищей в беде, опустошив их котёл и
наполнив свой. Сэкономив кучу времени, стартуем в 9-15 одновременно с вырученными товарищами. Метров через 300 у дороги
есть харчевня с ночлегом и источник воды, так что водой на серпантине можно пополниться. Донецкая группа уходит в отрыв,
мы пилим неспеша на 1-3 со средней - 8 км/ч. После 1000 м серпантин выполаживается. Холодает. Тут ещё листьев нет -
только-только почки распустились. Через час в организме ощущается конец халявного хавчика. Отсутствие углеводов в
завтрак налицо. Выручили пряники. Иначе не катило совсем.
Фото 0072 |
|
Фото 0073 |
|
Фото 0074 |
|
Фото 0075 |
|
Фото 0076 |
|
Фото 0077 |
|
Фото 0078 |
|
Фото 0079 |
|
Фото 0080 |
|
На перевале были около 11. Далее по плану по верху яйлы выехать к Беседке Ветров и спуститься в Алушту, но погода не
самая приятная для езды по верхам, да и усталость накопилась, поэтому решено спускаться в Ялту и делать дневку.
Фото 0081 |
|
Фото 0082 |
|
Фото 0083 |
|
Фото 0084 |
|
Фото 0085 |
|
Фото 0086 |
|
Фото 0087 |
|
Фото 0088 |
|
|
Заехали на верхнюю станцию канатной дороги. Тут встретили Донецк. Толкучка как на рынке: "Захады пакушать
дарагой", "Пакатайса на верблюде дарагой"... Из предложенного выбираем "фото в немецкой форме".
Поговорили с местным из кафе, сказали заученную фразу: "С Урала, Пермь, Боинг, Хромая лошадь". Порассуждали о
правде и кривде и поехали обратно на трассу Бахчисарай - Ялта. Проверили тормоза и жогнули вниз по серпантину. Скорость
около 38 на прямых. Делаем короткую остановку у водопада Учан-су, отдаём очередные 10 гривен за просмотр. Сухо, водопад
никакой. Катим вниз. Выезжаем на Севастопольское шоссе и через 300 метров сворачиваем к морю в Ливадию. В Ливадии делать
абсолютно нечего, так что немного поднялись и уехали в сторону Ялты. Нужно подметить, что информативность указателей на
дорогах Крыма низкая и легко можно свернуть не туда в городе. Особенно это плохо в городе на склоне. Выезжаем на
набережную. Кварталом выше по объявлению снимаем комнату на 2 ночи. Есть туалет, горячий душ, бестолковые хозяева. Цена
вопроса - 150 гривен/сутки. Вечером гуляем по набережной. Уровень цен от Бахчисарая поднялся раза в 2. Однако пиво по 5
- вполне приемлемо.
Фото 0089 |
|
Фото 0090 |
|
Фото 0091 |
|
Фото 0092 |
|
Фото 0093 |
|
Фото 0094 |
|
Фото 0095 |
|
Фото 0096 |
|
Фото 0097 |
|
Фото 0098 |
|
Фото 0099 |
|
Фото 0100 |
|
|
Фото 0101 |
|
|
06.05.2010 |
Ялта - Мисхор - Ялта. |
Расстояние за день, км |
Средняя скорость, км/ч |
Время в седле, чч:мм |
Старт - финиш, чч:мм |
Максимальная скорость, км/ч |
Общий километраж, км |
50 |
18 |
3:00 |
07:05-12:10 |
46 |
211,5 |
В шесть утра встаю, перебарывая лень. Сегодня план скататься до Ласточкиного гнезда и к обеду вернуться. По карте
всего ничего 8 км по прямой в одну сторону. Выехал в 7. На первых же сотнях метров подвергся нападению дворовых шавок.
По дороге на подъём оторваться не удалось, а из дворов рядом выскакивали всё новые и новые силы в подкрепление шавкам.
Пожалел, что не положил в карман баллон с перцовкой. Был отличный случай проверить его в действии. Мне на подмогу из
двора выполз дворник и метлой объяснил дворнягам их неправоту. После чего я продолжил путь. Выезд из Ялты занял минут 20
со скоростью 12-15 км/час. Набор высоты - несколько сот метров. Движение по Севастопольскому шоссе в гору рядом с
потоком автомобилей тоже удовольствия не доставило. Поворот налево в Гаспру - несколько минут со свистом скатываюсь
обратно к морю. В 8-30 подъехал к санаторию Ласточкино гнездо. Охрана до 9 пускать не хочет, ладно, прокачусь по
посёлкам и набережным. Однако оказалось, что к морю спуститься проблема. Всё побережье покрыто санаториями, в том числе
и правительственными, пришлось немало проехать до доступного съезда к морю. Не найдя ничего примечательного, перекусил и
вернулся на Ласточкино гнездо. Охрана за 10 гривен пустила погулять до ресторанчика.
Фото 0102 |
|
Фото 0103 |
|
Фото 0104 |
|
Фото 0105 |
|
Фото 0106 |
|
Фото 0107 |
|
Фото 0108 |
|
Фото 0109 |
|
Обратно стартовал в 9-30. Выехав из посёлка, сворачиваю с дороги на полянку на склоне перекусить, позагорать,
разослать смски. Загорать понравилось, провалялся целый час. В Ялту вернулся по старой нижней дороге через Ливадию.
Дворец смотреть не стал, чтобы успеть вернуться к 12.
Отобедали в столовой санатория Энергетик. Он находится в сквере, идущем от ресторана-галеры над водой. Во второй
половине дня отправляемся на троллейбусе №7 в Никитский ботанический сад. Хотели попутно заехать на Массандровский
винзавод, но он сильно удалён от основной дороги и остановок, так что время тратить не стали. Проще найти фирменный магазин
в самой Ялте. Да и не к месту сейчас покупка вина. Нет желания возить его с собой ещё несколько сот километров.
Вечером на набережной пообщались с ментами, пытавшимся напроситься на взятку, за распитие пива. Но пацаны молодые,
неопытные, поэтому не получили ничего.
Дима: "Прикольный был эпизод — как они не пытались нас раскрутить ничего у них не вышло — они даже пугали
проблемами на границе, если, мол, будет отметка об административном правонарушении. Наивные. Они не знают, что уральские
туристы настолько суровы! В конце концов я сказал, что у велотуристов много денег нет по определению и дать им нечего —
типа пишите протокол. После чего они козырнули, попросили больше так не делать, и пошли зарабатывать дальше".
В Ялте делать больше нечего, завтра утром выезжаем на запад.
07.05.2010 |
Ялта - Оползневое - стоянка Ласпи. |
Расстояние за день, км |
Средняя скорость, км/ч |
Время в седле, чч:мм |
Старт - финиш, чч:мм |
Максимальная скорость, км/ч |
Общий километраж, км |
56 |
15,6 |
3:27 |
10:00-18:20 |
57 |
267,5 |
В восемь подъём, в 10 старт. Завтракаем в столовке Энергетика. В гору выкарабкивались целый час. Скорость с рюкзаками
как пешком. Если я ещё ехал 8-9 км/час, то Дима шёл пешком. По Севастопольскому шоссе поехали, хотя и медленно. Скучная
трасса, подъёмы и пуски. На подъезде к Алупке в лесу заправился водой. Проехали канатную дорогу на Ай-Петри и через
несколько километров свернули вправо на старое шоссе, разрушенное оползнями. Несмотря на знаки "проезд
запрещён" и "тупик" дорога используется местными жителями. Долгие 20 километров едем в гору. Внизу
раскинулось побережье, там же осталось и новое шоссе. В Оползневом - единственный магазинчик на этой дороге, где
закупились обедом. Дорога всё ближе подкрадывается к отвесным скалам. На поляне у дороги встали на обед и разлеглись на
ковриках позагорать. Тут Дима обнаруживает на коврике клеща.
Фото 0110 |
|
Фото 0111 |
|
Фото 0112 |
|
Фото 0113 |
|
Фото 0114 |
|
Фото 0115 |
|
Дима: "Я не знал, что это за тварь, клещей до этого не видел, поэтому просто спросил невинным голосом -
"Илья, не кажется ли вам, что эта малая букашка подозрительно смахивает на ту, которую рисуют на плакатах,
предупреждающих об энцефалите?" Он сказал "Кажется" и начал лихорадочно осматриваться. Поиски
увенчались".
Фото 0116 |
|
Фото 0117 |
|
Фото 0118 |
|
Фото 0119 |
|
Осмотревшись, я обнаружил на себе присосавшегося гада. Скорее всего хватанул его, когда ходил до родника близ Алупки.
Покрываю клеща кремом для загара и пока обедаю и загораю периодически добавляю крема. Через 40 минут покрутил клеща за
брюшко и он отделился. Прививка от энцефалита у меня есть, так что решил кипиш не устраивать, никуда с ним не бежать и
надеяться на лучшее. Однако нервоз остался. Постоянно стал осматриваться.
Добираемся до окончания подъёма. Здесь скалы подступают совсем близко и грунт нестабилен. Видны следы оползней.
Участок дороги метров 20 движется после каждого дождя и даже свежий асфальт на нём изломан и сдвинут. С этого места
начинается долгожданный спуск. Начали попадаться машины, скалолазы. На скорости под 50 спускаемся к новому шоссе
недалеко от Фороса. Наверху на скале блестит церковь. Ночёвку намечаем в месте, обозначенном как тур. стоянка Ласпи. На
одной карте она находится слева от шоссе, далеко внизу, а на другой - справа, рядом с дорогой. Нашли правую стоянку.
Никуда спускаться не надо, всего метров 50 в сторону по тропе. Есть ручей. Правда на карте к стоянке ведёт не тропа, а
дорога с покрытием. Это смутило и заставило смотаться метров 600 вперёд. Но место оказалось правильное, встали тут. Мимо
прошло несколько пеших компаний. Они тоже искали куда приткнуться.
Фото 0120 |
|
Фото 0121 |
|
Фото 0122 |
|
Фото 0123 |
|
Дима: "Тут я впервые ощутил себя мегабайкером)) в ту гору которая вела к стоянке я поднялся на веле, хотя все
остальные байкеры несли своих коней на руках(т.е. толкали). Прикололи парни из Кривого Рога - они путешествовали на
двухподвесах с огромными заплечными рюкзаками. Безумцы, не ищут легких путей!"
Фото 0124 |
|
Фото 0125 |
|
08.05.2010 |
Стоянка Ласпи - Балаклава - Сапун-гора. |
Расстояние за день, км |
Средняя скорость, км/ч |
Время в седле, чч:мм |
Старт - финиш, чч:мм |
Максимальная скорость, км/ч |
Общий километраж, км |
48 |
16,1 |
2:52 |
10:00-18:00 |
47 |
315,5 |
Утром не успел ещё поставить котёл на горелку, как поймал на руку клеща. Началась клещефобия, постоянные осмотры.
Завтракаем овсянкой, так как лучше ничего в запасе не осталось. Как обычно от подъёма до старта проходит 2 часа. Облака
ползут по самой голове, влажно и липко. Перед Перовским перевалом вышло солнце и стало комфортнее. На перевал заехали на
одном дыхании, дорога в гору, а скорость под 20 км/ч. Замечу, что иногда сталкивались либо с оптическим обманом, либо со
смещённым центром гравитации и в гору ехалось легче, чем под гору.
Фото 0126 |
|
Фото 0127 |
|
Фото 0128 |
|
Дима: "Ага, торсионные поля там плотнее)), магнитные аномалии блин. Все проще - поскольку нет четких вертикалей
- в виде домов например, то и уклон местности воспринимается относительно линии горизонта или прочего рельефа. Поэтому
очень часто такой обман зрения и возникал. Кстати это очень хорошо чисто психологически - гораздо легче ехать в подъем,
если кажется, что дорога прямая. Обломно, когда дорога вниз, а вел не катит".
Фото 0129 |
|
Фото 0130 |
|
На спуске к посёлку Гончарное перекусываем пиццей в придорожном магазине, так как овсянка уже сгорела. У дороги на
столбе - напоминание о человеческой смертности - сплющенная жигулятина. Где-то в этих местах заканчивается тротуар,
шедший вдоль дороги по всему побережью и начинается нормальная обочина на одном уровне с дорогой. Тротуар для движения
был малопригоден из-за того, что его то и дело пересекали водосливы с проезжей части. Глубина такого слива около 30 см и
долбаться о такие бордюры колёсами не было никакого желания. Проезжая часть ровнее и скорость выше, так что ехали по
ней.
У мемориала "Севастополь" встретили двух немцев - мужика с женщиной. Поговорили с ними на английском. Они
едут уже 4 недели по Чехии, Словакии, Румынии, периодически подбрасываясь на поездах. Ночуют в отелях, поэтому поклажи у
них немного. За время похода сложилось ощущение полного отсутствия придорожных мотелей. Для автотранспорта они тут не
актуальны из-за досягаемости всех концов Крыма за один день, а для велосипедистов такой инфраструктуры ещё не создано,
и, возможно, она будет нерентабельна.
Фото 0131 |
|
Фото 0132 |
|
Фото 0133 |
|
Фото 0134 |
|
Свернули с трассы в Балаклаву, спустились к бухте. На её левом берегу полазили по остаткам Генуэзской крепости,
попеременно карауля вещи. От крепости осталось три фрагмента стен и башен. Вход свободный. Времени на руины хватило
полчаса. На юго-востоке виден высокий берег мыса Айя. Тёплый влажный ветер с моря поднимается сразу метров на 500 над
мысом и образует плотную облачность. В солнечный день красиво. Море лазурного цвета, снуют яхты и экскурсионные
судёнышки. Скалистый берег очень красив, особенно со стометровой высоты. На правом берегу бухты в горе чернеет вход в
тоннель бывшей ремонтной базы малых и средних подводных лодок. Сейчас на месте базы музей подводного флота, прямо внутри
горы. Отправляемся туда. Очень интересно ходить по туннелям и цехам, где совсем недавно готовили к ядерной войне
подлодки. Догнали группу с экскурсоводом и дальше ходили с ней. Мужик очень толково и интересно рассказывал о тех
временах, когда база действовала. Времени на музей ушло полтора часа. Байки это время отдыхали под надзором одной из
участниц велогруппы, также ушедшей с нами на экскурсию. Стоимость билета 25 гривен.
Фото 0135 |
|
Фото 0136 |
|
Фото 0137 |
|
Фото 0138 |
|
В 16 часов приземляемся в сквере пообедать заранее купленной едой. Немного накрапывает дождь. Начинаем выбираться из
Балаклавы в сторону "Золотой балки". Доехали до объездной дороги Севастополя, свернули направо и по ней
помчались вниз. На кольце свернули влево по указателю - Мемориал "Сапун-гора". На её склоне по трассе летали
кроссовые мотоциклы. Посмотрели и двинули дальше. В петле дороги, где она делает разворот на 180 градусов, повернули
вправо на большую зелёную поляну. Местные сюда выезжают на пикник. На удивление на поляне чисто, и, отъехав метров 300
от дороги, ставим палатку. За водой пришлось съездить в кафе на вершине горы возле мемориала.
09.05.2010 |
Сапун-гора - Севастополь - Сапун-гора. |
Расстояние за день, км |
Средняя скорость, км/ч |
Время в седле, чч:мм |
Старт - финиш, чч:мм |
Максимальная скорость, км/ч |
Общий километраж, км |
57 |
12,1 |
4:42 |
11:00-18:00 |
38 |
372,5 |
Утром встали пораньше - в 7, чтобы успеть на парад в Севастополь. Перед выездом обнаружили спущенное переднее колесо
на GT. Поменяли камеру, причина - колючка. Выехали на асфальт и снова "лепёшка" на GT. Теперь заднее и снова
колючка. Но на этот раз 2 дыры напротив. Пока заклеили и собрали, из города выехал кортеж ретромобилей военных лет с
ветеранами и уехал на какие-то мероприятия. То, что заклеили плохо и камера пропускала, узнали, ещё даже не тронувшись с
места. Заклеили переднюю камеру и поставили назад. С этой был полный порядок до самого конца.
Фото 0139 |
|
Фото 0140 |
|
Фото 0141 |
|
Посмотрели орудия на Сапунгорском мемориале и погнали прямо вниз в город, никуда не сворачивая. Улица 3 раза поменяла
название, прежде чем прямая закончилась. Сворачиваем к центру, это налево, проезжаем паровоз возле ж/д вокзала и
выезжаем на набережную. Тут хаотичное пешее движение. Из центра событий выходят демонстранты с плакатами. Фоткаемся с
одним. Парада Черноморского флота не случилось, что весьма огорчило. Оказалось корабли были в море.
Фото 0142 |
|
Фото 0143 |
|
Фото 0144 |
|
Фото 0145 |
|
Фото 0146 |
|
Фото 0147 |
|
Фото 0148 |
|
Фото 0149 |
|
Перекусили, опять закупившись в магазине. В сквере у магазина минут 20 до нас пыталась докопаться пара пьяных местных
типа "Славик и Димон". Ничего не добившись они отвалили, а мы поехали искать мыс Херсонес. Расспросы местных
по пути на запад провели нас вокруг города и вернули в место, находящееся в 500 метрах от того, где мы имели
удовольствие общаться со Славиком и Димоном. Здесь находится музейный комплекс "Херсонес таврический". Это
остатки древнего византийского города Херсонес. 9 мая тут ажиотаж, очередь на 20 минут в кассу. Дима остаётся в баре, а
я в течение часа гуляю по музею, слушаю экскурсоводов и проникаюсь древностью и значимостью этого места в истории Руси.
Именно здесь византийцы крестили князя Владимира, который в свою очередь окрестил Русь.
Фото 0150 |
|
Фото 0151 |
|
Фото 0152 |
|
Фото 0153 |
|
Фото 0154 |
|
Фото 0155 |
|
Фото 0156 |
|
Фото 0157 |
|
Дима: "А я провел это время в баре, попивая пивко под песни военных лет. Никогда их не любил, но насколько же
они приятнее надоевшей попсни и шансона. А уж когда включили Владимира Семеновича душа просто развернулась)))"
Вечерело. Прошло 3 дня без душа и стирки. Обзвонив все гостевые дома, мы поняли, что ничего кроме "люксов"
свободного нет и у нас одна перспектива - вернуться ночевать на Сапун, а завтра днём искать помывку. Так и сделали, о
чём не пожалели.
10.05.2010 |
Сапун-гора - Верхнесадовое - Железнодорожное - Ходжи-Сала. |
Расстояние за день, км |
Средняя скорость, км/ч |
Время в седле, чч:мм |
Старт - финиш, чч:мм |
Максимальная скорость, км/ч |
Общий километраж, км |
58 |
22,0 |
2:40 |
10:00-17:00 |
45 |
430,5 |
С утра прикончили остатки еды, заправились водой в кафе на Сапуне и погнали вниз на север по объездным Севастополя.
10 км спуска закончились и после Чёрной речки 3-7 сменилась на 1-3. Это 4-х километровый тягун на Мекензиевы горы.
Мрачная облачность в небе наверху горы сменилась моросящим дождём. Едем с полчаса, всё не так плохо. Вот и помылись.
Перед откровенной стеной дождя останавливаемся и пережидаем дождь под плёнкой - транспортной упаковкой вела. Оделись и
двинули дальше - вверх о реке Бельбек по дороге на Бахчисарай. Гонимые голодом доезжаем до посёлка Железнодорожный. Это в 6
км перед Бахчисараем. Только тут встретили первое придорожное кафе за день. Вкусно и недорого обедаем (гривен на 30
каждый).
Фото 0158 |
|
Фото 0159 |
|
Фото 0160 |
|
Фото 0161 |
|
Дима: "Здесь дают нормальные чебуреки, причем, когда мы вернемся сюда через сутки, они резко потеряют в
качестве".
Фото 0162 |
|
Фото 0163 |
|
Возвращаемся к повороту на Ялту. Тут стоит мемориал, обозначенный на карте "братские могилы". Доезжаем до
Танкового, сворачиваем на Холмовку. У моста через Бельбек останавливаемся смазать цепи. Мимо проезжают группы
велосипедистов в сторону Мангупа. Один из них едет на байке как на самокате. Рассказал, что у его топовой втулки
накрылась трещётка. Выкинув потроха, он поехал дальше. Дали ему совет прикрепить спицы к 1-й звезде кассеты проволокой,
но он не осмелился так истязать колёса и продолжил путь на самокате.
Фото 0164 |
|
Фото 0165 |
|
Фото 0166 |
|
Фото 0167 |
|
Фото 0168 |
|
Фото 0169 |
|
Фото 0170 |
|
Фото 0171 |
|
Фото 0172 |
|
По дороге к Ходжи-Сала снова испытываем оптический обман. Дорога по ощущениям идёт вниз, хотя на самом деле - вверх
по очень симпатичной долине, обрамлённой крутыми гладкими скалами. Скорость подтверждает факт набора высоты. Через час
после старта из кафе въезжаем в Ходжи-Сала. Все туристы остаются на поляне ставить палатки, а мы едем в сам посёлок
искать жильё с возможностью помыться. В тереме на въезде в посёлок предлагают апартаменты эконом-класса за 100 гривен с
носа. Чуть дальше в чайхане уже 35 за ночь. Обещают горячий душ. Посмотрев условия тут и остались. Причём на все
оставшиеся две ночи, так как уже устали от походной жизни. Хозяева включают котёл и сауну. Наконец-то горячий душ! Кайф!
Пока грелся в сауне, кто-то запер дверь в баню снаружи. Пришлось выбираться через окно. Относиться к этому приходится
как к очередному приключению, ведь мы за этим сюда и приехали.
Фото 0173 |
|
Фото 0174 |
|
Вечером, пока хозяева кормили ужином, познакомились с ними. Оказалось хозяйка - землячка, она из Кунгура. В честь
этого нам делают скидку на пиво.
Дима: "Ага — всего по 5 гривен вместо 6. Если учесть, что даже в розницу в Бахчисарае (50 км отсюда) оно стоит
3,5 гривны, то они проявили просто невиданную щедрость".
11.05.2010 |
Ходжи-Сала - восхождение на Мангуп - Ходжи-Сала. |
Проснулись как обычно в 8 утра. За окном начинается мелкий обложной дождик. Как хорошо встретить такую погоду не в
палатке, а под нормальной крышей. На горелке сообразили чай, пожевали, созерцая усиливающийся дождь. Чтобы не скучать,
побродил по посёлку. В конце деревни из трёх десятков домов стоит касса, а в ней дедушка скучает. Разговорились.
Оказалось самым большим пещерным городищем является Эски-Кермен - там более 450 рукотворных пещер. Но при такой погоде
дай Бог успеть сходить на Мангуп, если скоро распогодится. Куртка начала течь и я вернулся в чайхану. Спим до 12. Дождь
к этому времени перестал, поэтому выходим на гору.
Фото 0175 |
|
Фото 0176 |
|
Фото 0177 |
|
Фото 0178 |
|
Фото 0179 |
|
|
Дедушки на кассе не оказалось, так что он упустил свои 15 гривен с носа. А я честно его искал по соседним кустам. Он
обещал путеводитель по Мангупу, но пришлось идти наугад. У горы 4 отрога на север, обрывающихся скалами. На юг гора
обрывается скальной стеной, у подножья которой находится Благовещенский мужской монастырь. Подъём на плато занят минут
50. По нему шатаются всякие бездельники в джинсовках, называющие себя монахами. Одного из них я встретил дважды и он оба
раза пытался стрельнуть сигарет или пару гривен.
Фото 0180 |
|
Фото 0181 |
|
Фото 0182 |
|
Фото 0183 |
|
Фото 0184 |
|
Фото 0185 |
|
Фото 0186 |
|
|
Плато покрыто деревьями, поэтому почти не видно где есть какие-то достопримечательности. Облака ползут низко-низко,
цепляясь и отрывая лохмотья о гору. Периодически начинает сеять мелкий дождик.
Осмотр начали с самого западного отрога. Тут почти ничего интересного, лишь западная оконечность оборонительной
стены, проходящей по всей горе. На самом севере отрога тропа выводит на смотровую площадку. Рядом грот, в котором, среди
консервных банок валялся чел непонятного происхождения. Поскольку разговаривать он не захотел, то был признан очередным
мангупянином.
Фото 0187 |
|
Фото 0188 |
|
Фото 0189 |
|
Фото 0190 |
|
Вернулись обратно к подъёмной тропе между 1 и 2 отрогами. Времени 14-30. Дима отправляется вниз, а я иду смотреть 3 и
4 отроги.
В овражке между 2 и 3 отрогом очередное скопление гротов. Есть источник воды. На третьем отроге ничего
примечательного, кроме длинного участка всё той же самой стены.
Все пещеры оказались на четвёртом (самом восточном) отроге. Слазил в каждый грот. То и дело вход в грот требовал
аккуратно прокрадываться по скальным полкам по краю обрыва. Как и рассказывал кассир всё весьма печально. Гроты внутри
размалёваны, во многих селятся бродягоподобные туристы, некоторые завалены мусором. В общем Мангуп не чета Чуфут-Кале.
Не дошли до него руки у министерства культуры Украины.
Фото 0191 |
|
Фото 0192 |
|
Фото 0193 |
|
Фото 0194 |
|
С четвёртого отрога я начал спускаться вниз по дороге, рассчитывая выйти в Ходжи-Сала, но она прошла под восточным
скальным бастионом и продолжала идти в противоположном нужному мне направлении. Прошёл поворот к монастырю. Пригодилась
карта. Разглядел эту дорогу и осознал какой крюк придётся сделать. Выбрался по раскисшей глинистой дороге в балку
Джан-Дере и по ней спустился в Ходжи-Сала. Спускался час, сделав петлю в 6 км. Вернулся в чайхану в 17 часов.
12.05.2010 |
Ходжи-Сала - ст. Сирень - Симферополь. |
Расстояние за день, км |
Средняя скорость, км/ч |
Время в седле, чч:мм |
Старт - финиш, чч:мм |
Максимальная скорость, км/ч |
Общий километраж, км |
36 |
18,0 |
2:00 |
07:45-..:.. |
32 |
466,5 |
Подъём в начале седьмого. Снова делаем чай на газу прямо в комнате. Старт в 7-45. Погода - лёгкая облачность. Радует,
что нет дождя. Катимся вниз по долине, которая по ощущениям в любую сторону идёт на спуск. Скорость держим под 28-30
км/ч. Через час приехали на станцию Сирень. Электричка в Симферополь будет в 10-10, времени ещё вагон. Скоротали его в
уже знакомой чебуречной в Железнодорожном.
На электричке дорога в Симферополь заняла час. В городе покатались по центру, по веломагазинам, по местному Арбату. В
самом центре города на рынке купили ключ на 15 взамен сломанных, еды и оставшееся время посидели на набережной у
фонтана, который почему-то оказался выключен.
В центре высматривали магазины крымских вин, но так ничего и не нашли. Только по пути на вокзал возле начала сквера,
ведущего к вокзальной площади, встретили искомое. На последние гривны покупаю 3 бутылки домой. Уже одна Массандра
распробована. Ничего общего с полусладкими винами из Нормана у Массандровского нет. Такой гаммы вкусовых оттенков редко
встретишь. Цена удовольствия всего 35 гривен.
На перроне разбираем байки возле места остановки 5-го вагона. Когда объявили, что нумерация состава "с 17-го по
1-й от электровозу". Чёрт! Это 12 вагонов пути. Велосипеды становятся нашими наездниками, это невыносимо
неудобно.
Фото 0195 |
|
Фото 0196 |
|
Фото 0197 |
|
Фото 0198 |
|
Вот и закончился поход. Можно подвести итоги.
Некоторые факты:
С собой было 2 поллитровых баллона газа. Израсходован один почти полностью. Если бы питание было полностью на газу,
то сожгли бы и второй. Но в половине случаев ужинали в кафе и все обеды были в кафе, потому норма расхода газа оказалась
ниже вдвое.
Расходы на человека без дороги составили около 5000 руб. Сюда не входят излишества побережья типа ресторанов, баров,
дискотек. Дорога обошлась примерно в 7500 руб. в оба конца.
Начиная со 2-го дня у нас на двоих было тары на 5,5 литров воды. При случае запасались под завязку, так как можно
запросто попасть на ночёвку без воды. В рюкзаке на багажнике эти 5 килограммов практически не ощущаются.
Вместо Мангупа стоило побывать на Эски-Кермен, похоже его поддерживают в состоянии получше, и подниматься придётся на
меньшую высоту.
Люди встречались приветливые, ни с кем проблем не возникло. Исключением были Севастопольские "Славик и
Димон", так что всё дело случая. В большей группе чувствуешь себя спокойнее, так что 2 человека не очень гуд, но
если нет вариантов, то лучше так, чем никуда не ездить.
В нашей маленькой группе был хороший психологический климат и взаимопонимание, несмотря на разницу в физической
подготовке. Сказывается двухлетняя совместная работа в одной комнате.
Дима. Некоторые выводы:
Самая большая проблема - помыться и постираться, поэтому лучше заранее определиться с решением этого вопроса.
Например, я весь поход прошел в сандалетах, поэтому проблем с носками у меня не было.
Все, что вы возьмете вам нести на себе - следовательно надо тщательно подобрать то, что может понадобиться, и
избавиться от того, без чего можно обойтись. Например, очень нужными оказались солнечные очки, а вот велоперчатки
наоборот ни разу не надевал. Оглядываясь назад, я понимаю, что мог облегчить рюкзак еще на пару килограммов.
А если не дублировать такие вещи как ремнабор и аптечка, которые были у обоих, то было б еще лучше (только ключей на
15 можно брать побольше, уж очень они нежные). Но, в общем и целом, для первого раза все было весьма неплохо.
Фотоальбом по походу (198 фото).
|
|